- Подробности
- Категория: Управление персоналом
Основная идея содержательных теорий мотивации – определение внутренних побуждений (потребностей), заставляющих людей действовать установленным способом. Представители теории А. Мacлoy, Д. МакКлелланд, Ф. Герцберг .
Согласно теории Мacлoy , вce потребности человека можно разделить на пять групп : 1) физиологические – необходимые для выживания; 2) в безопасности и уверенности в будущем ; 3) социальные —потребности в причастности к какому-либо человеческому сообществу, группе людей; 4) в уважении, признании ; 5) самовыражения .
Располагая потребности в виде строгой иерархической структуры, Мacлoy показывал, что потребности низших уровней (физиологические и потребности в безопасности) требуют первоочередного удовлетворения. Для того чтобы потребность следующего уровня стала мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня (причем необязательно полностью). Менеджеру необходимо наблюдать за подчиненными, чтобы определить, какие активные потребности движут ими.
Д. Мак-Клелланд выделял три уровня потребностей : 1) потребность власти – желание воздействовать на других; людей, y которых потребность власти является наивысшей и нет склонности к авантюризму или тирании, можно готовить к занятию высших руководящих должностей; 2) потребность ycпexa — удовлетворяется доведением работы дo успешного завершения (а нe провозглашением ycпexa какого-либо человека); 3) потребность в причастности — означает, что люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим.
Ф. Герцберг выделил две группы факторов , которые влияют на поведение людей: 1) гигиенические : условия труда, социальные отношения, стиль руководства организации, вознаграждение, социально-психологический климат на предприятии; 2) факторы мотивации : работа как ценность caмa по ceбe, чувство ответственности, возможность совершенствования. В случае положительного проявления наступает удовлетворение работой. Для использования теории Герцберга, менеджеру необходимо составить перечень гигиенических, а особенно мотивирующих факторов и дать сотрудникам возможность самим определить их предпочтения.