- Подробности
- Категория: Коррекционная психология
Логопедия в переводе с греческого языка означает «воспитание правильной речи».
Наука логопедия изучает нарушения речи, выявляет, разрабатывает, предлагает методы и средства устранения нарушений речи путем специального обучения и воспитания.
Дефек-тологи в рамках логопедии занимаются исследованием первопричин, симптоматики, структуры нарушений речи.
Предметом логопедии является нарушение речи и подбор индивидуального процесса обучения. Объектом логопедии является человек, страдающий нарушением речи.
В структуру логопедии входит дошкольная, школьная и логопедия подростков, взрослых.
Цель логопедии – разработка методики предупреждения речевых расстройств у детей, обучение людей с нарушениями речи.
Методикой логопедического воздействия считается развитие речи людей, проведение коррекции различных нарушений.
Логопедическое воздействие включает в себя:
1) развитие сенсорных функций;
2) развитие речевой моторики;
3) развитие познавательной деятельности (мышление, память, внимание);
4) развитие личности ребенка с последующей коррекцией социальных отношений;
5) обучение ребенка общению в социальном окружении.
Методика логопедического воздействия условно делится на четыре группы:
1) организационная методика состоит из сравнительного, лонгитюдинального, комплексного методов;
2) эмпирическая методика состоит из обсервационного (наблюдение), экспериментального (лабораторный, естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперимент), психодиагностического (тесты, стандартизированные и прожективные, анкеты, беседы, интервью), праксиметрических примеров анализа деятельности, в том числе и речевой деятельности, биографического методов (сбор и анализ анамнестических данных);
3) количественная методика (математико-ста-тистический анализ) и качественный анализ полученных данных;
4) интерпретационная методика (исследования связей между изучаемыми явлениями).
В методике логопедического воздействия активно используются технические средства, которые обеспечивают объективность исследования. К ним относятся интонографы, спектографыы, назометры, видеоречь, фонографы, спирометры, а также рентгенокинофотография, глоттография, кинематография, электромиография. Все технические средства предназначены для изучения динамики речевой деятельности и ее отдельных компонентов. Данные методики логопедии позволяют если не устранить, то уменьшить речевые, психологические нарушения. Методики логопедии являются вспомогательными для достижения основной цели педагогического воздействия – воспитание человека.